Лекция 15 "Южный машиностроительный завод"
ГП ПО "Южный машиностроительный завод"
«Южный машиностроительный завод» (в обиходе «Южмаш») задумывался как автомобильный колосс СССР. Еще продолжалась война, а на южной окраине Днепропетровска началось строительство завода. Завод еще строился, но уже начал выпускать автокраны, автопогрузчики, самосвалы, прицепы.
После государственных испытаний грузовик ДАЗ-150 «Украинец» и автомобиль-амфибия ДАЗ-485 (Сталинская премия 1951 г.) были рекомендованы к серийному производству. До пуска первой очереди ДАЗа (300 тыс. грузовых автомобилей в год) оставались считанные дни, но весной 1951 года военному ведомству удалось отобрать у автомобилистов практически построенный гигант и, окружив его высоким забором и рядами колючей проволоки, превратить в завод-невидимку. В обстановке строжайшей секретности на заводе начали сборку ракет, которые фактически были копией немецких ФАУ-2. Продолжалось это недолго: днепропетровцам удалось создать принципиально новую боевую технику, по основным характеристикам превзошедшую и немецкие ракеты, и боевые ракеты С. Королева, а впоследствии даже те, что создавались за океаном.
Выпускал «Южмаш» и мирную продукцию: великолепные космические носители, уникальные космические аппараты, трактора, экспортировавшиеся в 40 стран мира, но в историю «холодной войны» он вошел крупнейшим ракетным заводом мира, этаким монстром боевого ракетостроения.
Тракторы всегда служили прикрытием ракетного производства. Даже тогда, когда была создана собственная, южмашевская модель трактора, он выпускался и экспортировался под маркой «Беларусь». Лишь в конце 70-х (спустя больше четверти века с начала производства) южмашевцам удалось восстановить истину — тракторы обрели товарную марку «ЮМЗ».
Трактор «ЮМЗ» был лучшим в стране. (Первому присвоен Знак качества, он признавался лучшей машиной года, имел самый высокий моторесурс). Он полностью изготавливался на оборонных предприятиях. Дизель выпускал Рыбинский авиационный завод, муфту сцепления поставлял Ковровский завод стрелкового оружия. С распадом Союза распалась и кооперация. Возросли цены на дизель и на все комплектующие. Оборотные средства съела инфляция, повысились налоги на товаропроизводителя. Цена трактора резко поднялась, его перестали покупать, завод был вынужден сократить производство…
В 90-е годы завод пережил далеко не лучшие времена, значительно снизились темпы выпуска продукции, предприятие является крупнейшим в регионе должником за энергоносители. Раньше за год «Южмаш» выпускал примерно сто боевых ракет, ныне — пять-семь космических носителей, в 80-х годах с конвейера «Южмаша» ежегодно сходило 60 000 тракторов, в 1996-м — 2881 трактор. В настоящее время на Омском заводе транспортного машиностроения, по лицензии "Южмаша", выпускаются тракторы ЗТМ-60/ЗТМ-62, которые являются "двойниками" тракторов ЮМЗ-6/ЮМЗ-652. Это самое надежное экскаваторное шасси в России.
Тракторы ЮМЗ-6АКЛ / 6АКМ
Тракторы ЮМЗ предназначены для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями, для привода в движение рабочих органов различных стационарных машин, а также для выполнения широкого круга транспортных работ. Несмотря на архаичность конструкции, тракторы марки ЮМЗ, в настоящий момент являются самыми надежными и простыми из всех тракторов данного класса, выпускаемых в СНГ. На "Южмаше" масса разработок, но в серии всего две модели, остальные существуют на картинках и в музее тракторов завода.
Существует еще полноприводный трактор ЮМЗ-652, но это не серийная техника. Было произведено несколько десятков этой модели и серия была закрыта, по причине ненадежности привода переднего моста.
Модель ЮМЗ-8040.2
Универсальный колесный трактор мощностью 80 л.с. с передней осью арочного типа.
Технические особенности модели:
- механическая 9-ти скоростная коробка передач;
- рабочая скорость – от 1,52 до 11,0 км/ч, транспортная скорость до 33,08 км/ч;
- система автоматического регулирования глубины обработки почвы.
Область применения
• Сельское хозяйство – для подготовки почвы, при посеве, возделывании и уборке пропашных культур в составе широкозахватных однооперационных и комбинированных агрегатов, а также для транспортировки продукции к местам складирования.
• Коммунальное хозяйство
• Лесное хозяйство
• Строительство
• Промышленность
Возможность установки на трактор оборудования специального назначения со сменными рабочими органами делает его универсальной дорожно-строительной и землеройной машиной в качестве экскаваторов, бульдозера, погрузчика.
Тракторы марки ЮМЗ могут эксплуатироваться в зонах с умеренным и тропическим климатом.
Модель ЮМЗ-8240
Одна из наиболее востребованных по потребительским качествам модель
Универсальный колесный трактор мощностью 80 л.с. с передней осью арочного типа.
Технические особенности модели:
- рабочая скорость – от 1,04 до 14,82 км/ч, транспортная скорость до 30,45 км/ч.;
- автоматическая унифицированная раздаточная коробка ПВМ;
- усиленная полурама с повышенным запасом прочности главной передачи.
Область применения
• Сельское хозяйство – для выполнения всех видов работ (производство сельхозпродукции, заготовка шелка, племенные заводы, хлебокомбинаты, сортозаготовительные станции, виноградарство, заготовка хлопка).
• Коммунальное хозяйство
• Лесное хозяйство
• Строительство
• Промышленность
Возможность установки на трактор оборудования специального назначения со сменными рабочими органами делает его универсальной дорожно-строительной и землеройной машиной в качестве экскаваторов, бульдозера, погрузчика.
Тракторы марки ЮМЗ могут эксплуатироваться в зонах с умеренным и тропическим климатом.
Модель ЮМЗ-8244.2
Трактор общего назначения мощностью 80 л.с. с передней осью балочного типа итальянской фирмы «Carraro» - мирового лидера в области проектирования и производства осей и трансмиссий для тракторов, дорожно-строительной техники и автомобилей, погрузочной техники.
Технические особенности модели:
- усиленная трансмиссия;
- усиленный механизм гидронавесной системы;
- автоматическая унифицированная раздаточная коробка ПВМ;
- усиленная полурама с повышенным запасом прочности главной передачи;
- рабочая скорость – от 1,52 до 11,57 км/ч, транспортная скорость - до 33,08 км/ч.;
- повышенная грузоподъемность с допустимой нагрузкой на переднюю ось до 2 т.
Область применения
• Сельское хозяйство – (производство сельхозпродукции, заготовка шелка, племенные заводы, хлебокомбинаты, сортозаготовительные станции, виноградарство, заготовка хлопка)
• Коммунальное хозяйство
• Лесное хозяйство
• Строительство
• Промышленность
Возможность установки на трактор оборудования специального назначения со сменными рабочими органами делает его универсальной дорожно-строительной и землеройной машиной в качестве экскаваторов, бульдозера, погрузчика.
Тракторы марки ЮМЗ могут эксплуатироваться в зонах с умеренным и тропическим климатом.
Модель ЮМЗ-10240
Универсальный колесный трактор мощностью 80 л.с. с передней осью арочного типа.
Технические особенности модели:
- усиленный механизм гидронавесной системы;
- рабочая скорость – 14,82 км/ч, транспортная скорость до 34,0 км/ч.;
- система автоматического регулирования глубины обработки почвы;
- улучшенная шумовиброизоляция кабины.
Область применения
• Сельское хозяйство – для выполнения работ в агрегате с орудиями и машинами, требующими повышенного отбора мощности, комплексно выполняющих гамму совмещенных операций за один проход, включая разрыхление, культивацию, внесение гербицидов, удобрений и сев.
• Коммунальное хозяйство
• Лесное хозяйство
• Строительство
• Промышленность
Возможность установки на трактор оборудования специального назначения со сменными рабочими органами делает его универсальной дорожно-строительной и землеройной машиной в качестве экскаваторов, бульдозера, погрузчика.
Тракторы марки ЮМЗ могут эксплуатироваться в зонах с умеренным и тропическим климатом.
Ссылки на видео:
3. Юмз 6 кл